четверг, 4 марта 2010 г.

Рене Магритт. Вероломство картины

Мои первые впечатления

Картина очень проста и не броска, и у меня не вызвала интереса. Она похожа на рекламную вывеску средневековой торговой лавки. Обычная курительная трубка на золотистом фоне. До чего же докатились живописцы! - изображать какие-то там предметы бытовой жизни. Но внизу надпись: "Это не трубка", что вызвало у меня множество вопросов: "Как, это не трубка? А что же? Может художник смеется надо мной, над моей примитивностью и узостью восприятия увиденного? Может Р. Магритт хочет показать человеку его недостаток - воспринимать произведение однозначно, не задумываясь над его скрытым смыслом. А может лукавит, желая выдать простое за сложное. Или автор желает соединить несоединимое, стремясь к всеохватности смыслов, что по сути парадоксально".
И только после всего этого ты начинаешь задумываться над этим "простым" произведением. Есть некая тайна изображаемого явления и есть скрытые смыслы, которые сразу не понять.

Краткая информация о представленном объекте художественной культуры XX века

Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, но ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка». Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет.
Вообще названия картин играют у Магритта особую роль. Они почти всегда поэтичны и почти всегда никак на первый взгляд не связаны с самим изображением. И именно в этом видел их значимость сам художник: он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины опять же способствуют тому магическому удивлению, которое Магритт видел предназначением искусства. «Я взял себе <…> ориентир <…> — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком» (лекция 1938 года).
Мастер стремился решить в своём творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. (Источник: Википедия)
Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла. "Это не трубка", предупреждает надпись на его композиции "Вероломство образов", где, изображена именно курительная трубка.(Источник: Art Pages)


Магритт здесь как бы вступает в спор с реальностью, нелепо называя предмет, не нуждающийся в названии, и одновременно отрицая очевидное. Надпись "Это не трубка" показывает, что образ предмета не следует путать с самим предметом, осязаемым и реальным. Одно из самых знаменитых в творчестве Магритта, это произведение затрагивает вопрос о связи понятия и образа. Магритт говорит здесь, что вещь не является тем, чем она кажется. Тем самым картина представляет собой вызов добропорядочному обществу и общепринятому восприятию.(Источник: Ах, Магритт)


Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник. Его картины называют парадоксальными. «Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» - писал английский философ Герберт Рид (Источник: Символика образов Магритта)

В 1927 г. состоялась первая выставка Магритта, единогласно признанная критиками неудачной, и художник с женой решили перебраться в Париж, тем более что там жили и работали все признанные сюрреалисты. Здесь и сложился тот неповторимый стиль Магритта, который фактически останется неизменным на протяжении всей его жизни — стиль, в котором самые современные веяния объединились с достижениями старых фламандских и итальянских мастеров, с их любовью к деталям, тщательностью письма, подробной проработкой объема и фактуры предметов.
Тогда на свет появились первые из многочисленных магриттовских «обманок» — полотна с изображением бытовых предметов и совершенно не соответствующими им подписями. Так, в «Интерпретации снов» под сумкой красуется подпись «небо», а перочинный нож называется «столом». Или вспомним знаменитое «Предательство изображений» — курительная трубка, под которой художник написал: «Это не трубка». Самое интересное, что в данном случае он не так уж и лукавит, ведь это действительно не трубка, а всего лишь ее ИЗОБРАЖЕНИЕ. Магритта всегда интересовало соотношение образа и слова — словесные комментарии будут появляться в его произведениях до последнего момента.
В отличие от произведений других сюрреалистов, предметы, изображенные на картинах Магритта, никогда не теряют своей «предметности». Кстати сказать, сам он никогда не называл себя сюрреалистом, предпочитая этому термину другой, придуманный им, — «магический реализм». (Источник: Рене Магритт)

1 комментарий:

  1. Мне очень понравились Ваши рассуждения и я во многом согласна с Вами, за исключением того, что картина не вызывает интереса. Может быть я неправильно поняла общую идею, но любое произведение таит в себе такие невероятные загадки, в отличие от тех же рекламных плакатов, что нельзя оставаться к ней равнодушным. Ведь трубка-символ Шерлока Холмса, который любил заниматься частным расследованием всевозможных запутанных дел, а здесь Вы выступаете в роли самого Шерлока Холмса(или доктора Ватсона-кто Вам ближе), разве это не прекрасно? Жду Вашего ответа с нетерпением.

    ОтветитьУдалить